Хищение грузов путем мошенничества приняло промышленные масштабы

Хищение грузов путем мошенничества приняло промышленные масштабы

Хищение грузов путем мошенничества приняло промышленные масштабы

В настоящее время, сложившуюся ситуацию на рынке грузоперевозок в сегменте грузовых автомобилей, в большей своей части обсуждают на фоне постановления правительства Российской Федерации, №504 от 14 июня 2013 года, «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Данная система получила название «Платон». По заявлению Министра Транспорта Российской Федерации, сборы, за пользование федеральными трассами, должны принести в бюджет около 20 миллиардов рублей за 2016 год. В настоящий момент, по данным, опубликованным на официальном сайте системы «Платон» собрано средств в дорожный фонд России 15 321 000 000 рублей. Финансовые средства, полученные таким образом, будут направляться государством на развитие дорожной инфраструктуры в различных субъектах Российской Федерации.

На различных информационных порталах постоянно идет обсуждение - протестных движений, созданий различных новых профессиональных объединений перевозчиков, а так же экономической составляющей данной системы.
За всеми этими обсуждениями ,на фоне введенных экономических санкций рядом западных стран и общем снижении грузопотока, зачастую замалчивают одну из существенных проблем, стоящей перед участниками рынка, проблема - хищение грузов путем мошеннических действий. Финансовые потери бизнеса, в грузоперевозках, а особенно при перевозке грузов в междугороднем сообщении автомобильным транспортом уже перевалили за миллиарды рублей. Проводя анализ информации, опубликованной на различных государственных порталах, мы с уверенностью можем говорить о том, что убытки, полученные бизнесом в результате действий преступных групп, специализирующихся на хищении грузов путем мошеннических действий, в течении года могут быть сопоставимы со сборами системы «Платон» как минимум за три месяца текущего года.

Новости о хищении грузов, путем мошеннических действий, с постоянной периодичностью публикуются в средствах массовой информации в различных регионах Российской Федерации. Количество публикаций по данной тематике говорит только об одном – данная проблема далеко не случайная. С хищением грузов путем мошеннических действий сталкиваются как торговые сети, производители, торговые операторы так и транспортные компании. Подсчитать финансовые убытки, причиненные бизнесу в результате действий различных преступных групп, специализирующихся на хищении грузов путем мошенничества, с большой точностью невозможно. Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации - мошенничество, это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Статья 159. Согласно официальной информации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД Российской Федерации за январь-июнь 2016 года (Общие сведения о состоянии преступности на транспорте) по статье 159-159.6 УК РФ «Мошенничество» зарегистрировано 1095 обращений. Ежедневно, в органы МВД, с заявлением о хищении грузов поступает порядка 6 обращений. При таком количестве обращений, невозможно вести речь о том, что данные события происходят случайно, а наоборот – хищение грузов путем мошенничества в грузоперевозках приняло промышленные масштабы. В подавляющем большинстве случаев это хорошо подготовленные и спланированные акции.


За сентябрь месяц 2016 года в различных инстанциях Арбитражных судов Российской Федерации по информации kad.arbitr.ru по договорам транспортной экспедиции и договорам перевозки было рассмотрено 2787 обращений, из них: споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам транспортной экспедиции – 527; споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам перевозки – 2260; количество рассматриваемых экономических споров, в которых было хищение грузов путем мошенничества, составило – 41. Сумма финансовых убытков причиненных бизнесу в результате хищения грузов путем мошенничества, по результатам рассмотрения арбитражных дел и документально подтвержденной стоимости похищенного груза за сентябрь 2016 года составила 104 239 499,7 рублей. Средняя стоимость похищенного груза составляет 2 542 426,82 рублей. Таким образом, за два квартала 2016 года финансовые убытки причиненные бизнесу могут составлять 2 783 957 367,9 (два миллиарда семьсот восемьдесят три миллиона девятьсот пятьдесят семь тысяч триста шестьдесят семь рублей девяносто копеек), что в свою очередь сопоставимо с бюджетом небольшого областного центра. Хотелось бы отметить, что в это только верхушка айсберга и по нашим приблизительным оценкам данная сумма является, как минимум заниженной вдвое. Как показывает практическая деятельность, далеко не все коммерсанты обращаются за возмещением финансовых убытков в арбитражные суды. Во многих случаях, компании, ставшие жертвами мошеннических действий и понесшие убытки в результате хищения груза, не обращаются в арбитражные суды или в органы МВД и предпочитают договариваться о возмещении убытков за столом переговоров, стараясь не выносить данную проблему за рамки договорных отношений. В некоторых случаях, прибегают к помощи третейских судов. 


До арбитражного суда доходит только часть дел, в которых стороны, в силу различных причин не смогли договориться о возмещении убытков. В некоторых случаях, когда ущерб от действий мошенников составляет не один десяток миллионов рублей обращаться в арбитражные суды, уже нет никакой экономической целесообразности, так как возместить подобные потери банально нет финансовых возможностей. Попытка торгово-производственных и транспортных компаний защитить свои имущественные интересы путем обращения в страховые компании от риска мошенничества в грузоперевозках очень часто остается только попыткой. Не секрет, что от мошенничества в грузоперевозках финансовые потери зачастую несут и страховые компании, потери которых так же исчисляются миллионами рублей. В большинстве случаев страховые компании отказываются включать данный риск в страховое покрытие. Там, где страховщики соглашаются, требования страховой компании могут быть изначально невыполнимы. Невыполнение потенциальным страхователем хотя бы одного условия, указанного в правилах страхования, может с легкостью повлиять на отрицательное решение по страховому возмещению. Количество судебных разбирательств только подтверждает мнение, об огромной проблеме, стоящей перед бизнесом.


Неконтролируемый рост организаций, де юре – экспедитор, а де факто – посредник, в настоящий момент определяет нынешнее плачевное состояние дел при перевозке грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации. Организации, только на бумаге являющиеся экспедиторами, а по факту предоставляющие информацию грузовладельцам о наличии свободного транспорта, а перевозчикам о наличии свободных грузов только усугубляют данную проблему и часто становятся невольными участниками преступных схем, применяемых мошенниками для хищения дорогостоящих грузов. Исполнение данными организациями Федерального Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» в большинстве случаев оставляет желать лучшего.не являются препятствием для хищения грузов. Получившие широкое применение различные коммерческие сервисы для проверки потенциальных контрагентов не дают никаких гарантий, от хищения грузов путем мошеннических действий, а в большинстве случаев являются иллюзией защиты имущественных интересов. Для организованных преступных групп данные сервисы не являются препятствием для хищения грузов.


Необходимо отметить, что на законодательном уровне, принятые нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность участников рынка грузоперевозок содержат все необходимые условия, для изначального предотвращения деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на хищении грузов путем мошенничества. К большому сожалению, элементарное не выполнение требований законодательства приводит к огромным финансовым убыткам.
Практически полностью исключить риск хищения грузов путем мошенничества возможно только при соблюдении определенного комплекса мероприятий, основанном на строгом выполнении требований действующего законодательства. Только таким образом, возможно, сформировать систему взаимоотношений с потенциальными контрагентами, изначально на 99% исключающую такой предпринимательский риск как хищение груза мошенниками.

Возврат к списку